Без истинной дружбы жизнь – ничто.
Цицерон

Новости

Обзор изменений в нормативно-правовой базе. Ноябрь 2014 г.

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ. СТАТИСТИКА

Информационное сообщение Минфина России от 17.11.2014

Минфин России сообщает об изменениях в законодательстве о бухгалтерском учете

В информации, подготовленной в связи с поправками в Закон о бухгалтерском учете, вступившими в силу с 16 ноября 2014 года, сообщается, следующее:

Федеральным законом от 4 ноября N 344-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" внесен ряд изменений в законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете. Основные цели этого Федерального закона - уточнение норм Федерального закона "О бухгалтерском учете" и приведение положений других законодательных актов в соответствие с нормами Федерального закона "О бухгалтерском учете".

Федеральный закон от 4 ноября N 344-ФЗ вступил в силу 16 ноября 2014 г. В связи с этим с данной даты произошли следующие изменения в Федеральном законе "О бухгалтерском учете" и ряде других Федеральных законов.

Уточнен перечень экономических субъектов, которые вправе вести упрощенный учет

В Федеральном законе "О бухгалтерском учете" расширен перечень экономических субъектов, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета дополнительно включены в число таких организаций:

  • некоммерческие организации, поступления денежных средств и иного имущества у которых превышают 3 млн. рублей (за исключением организаций, прямо поименованных в части 5 статьи 6 этого Федерального закона).

Вместе с тем введены дополнительные ограничения для применения упрощенных способов ведения бухгалтерского учета:

  • не имеют права на это эмитенты публично размещаемых ценных бумаг, а также иные коммерческие и некоммерческие организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту (независимо от характера и масштабов деятельности).

Определен порядок проведения экспертизы проектов отраслевых стандартов бухгалтерского учета

В Федеральном законе "О бухгалтерском учете" установлен порядок проведения экспертизы проектов отраслевых стандартов бухгалтерского учета. Данный порядок аналогичен порядку, предусмотренному для экспертизы проектов федеральных стандартов бухгалтерского учета. Он заключается в следующем:

орган, разработавший проект отраслевого стандарта (Банк России - для кредитных и некредитных финансовых организаций или Минфин России - для иных видов экономической деятельности), представляет проект отраслевого стандарта в Совет по стандартам бухгалтерского учета для проведения экспертизы;

Совет по стандартам бухгалтерского учета проводит экспертизу проекта отраслевого стандарта и по ее результатам подготавливает мотивированное предложение о принятии или отклонении проекта;

на основе предложения Совета по стандартам бухгалтерского учета орган, разработавший проект отраслевого стандарта, принимает решение об утверждении отраслевого стандарта.

Предоставлены полномочия по изменению действующих правил бухгалтерского учета в переходный период

В Федеральном законе "О бухгалтерском учете" Минфину России и Банку России как органам государственного регулирования бухгалтерского учета предоставлено право вносить изменения в действующие правила бухгалтерского учета и составления отчетности в переходный период, т.е. до утверждения федеральных и отраслевых стандартов. Изменения могут вноситься в случае, если они обусловлены изменениями законодательства Российской Федерации.

Данная норма позволит оперативно реагировать на изменения законодательства, отражая их в правилах бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности.

Исключены из законов конкретные правила бухгалтерского учета

В соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете" конкретные правила бухгалтерского учета устанавливаются федеральными стандартами бухгалтерского учета. В связи с этим из ряда законов исключены нормы, устанавливавшие конкретные правила бухгалтерского учета:


Федеральный закон, из которого исключена норма

Содержание исключенной нормы

Порядок регулирования после исключения нормы

Из Федерального закона "О финансовой аренде (лизинге)"

Норма о том, что лизинговое имущество учитывается на балансе лизингодателя или балансе лизингополучателя по договоренности сторон (статья 31)

После вступления Федерального закона от 4 ноября N 344-ФЗ в силу:

порядок бухгалтерского учета лизингового имущества регулируется Указаниями об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга, утвержденными приказом Минфина России от 17.02.1997 N 15;

применение ускоренной амортизации для целей налогообложения регулируется статьей 259.3 Налогового кодекса Российской Федерации.

Из Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Норма о том, что в пояснительной записке к годовой бухгалтерской отчетности раскрывается информация о совокупных затратах на оплату использованных в течение календарного года энергетических ресурсов (статья 22)

После вступления Федерального закона от 4 ноября N 344-ФЗ в силу указанные данные подлежат отражению в годовом отчете организации.

Из Федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации"

Норма о том, что саморегулируемая организация ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов устанавливает правила ведения бухгалтерского учета и отчетности ее членами (статья 33.1)

После вступления Федерального закона от 4 ноября N 344-ФЗ в силу члены саморегулируемых организаций ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов при ведении бухгалтерского учета должны руководствоваться общими правилами бухгалтерского учета, устанавливаемыми в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете". Указанные саморегулируемые организации вправе устанавливать лишь правила учета и составления отчетности, представляемой их членами.


Уточнены документы регулирования бухгалтерского учета, принимаемые Банком России

В Федеральном законе "О бухгалтерском учете" установлены виды документов, регулирующих бухгалтерский учет. В связи с этим в Федеральном законе "О банках и банковской деятельности" использованная терминология по данному вопросу приведена в соответствие с Федеральным законом "О бухгалтерском учете".

Установлена обязательная валюта представления консолидированной финансовой отчетности

В Федеральный закон "О консолидированной финансовой отчетности" введено дополнительное требование к консолидированной финансовой отчетности, представляемой адресатам, определенным этим законом:

валютой представления такой отчетности являются российские рубли.

Данная норма закона не затрагивает порядок выбора организацией валюты составления (функциональной валюты) консолидированной финансовой отчетности.

Унифицирован порядок публикации бухгалтерской отчетности профессиональных объединений страховщиков

В Федеральных законах "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте", "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров метрополитена" уточнены и унифицированы нормы, касающиеся опубликования годовой бухгалтерской отчетности профессиональных объединений страховщиков в соответствующих сферах страхования.

Уточнена терминология

В отдельных федеральных законах уточнена использованная терминология:

Федеральный закон "О банках и банковской деятельности", Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации", Федеральный закон "О взаимном страховании" - терминология приведена в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете" и Федеральным законом "Об аудиторской деятельности";

Федеральный закон "О сельскохозяйственной кооперации" - терминология приведена в соответствие с Федеральным законом "О бухгалтерском учете".

ФИНАНСЫ. НАЛОГИ

Россия ратифицировала Конвенцию о взаимной административной помощи по налоговым делам

Федеральный закон от 04.11.2014 N 325-ФЗ "О ратификации Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам"

5 ноября 2014 г. на сайте www.pravo.gov.ru был размещен Федеральный закон от 04.11.2014 N 325-ФЗ "О ратификации Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам" (далее - Закон), который вступит в силу с 16 ноября 2014 г. РФ ратифицировала конвенцию с учетом изменений, внесенных в нее в соответствии с протоколом от 27.05.2010 (далее - Конвенцию), сделав некоторые заявления и оговорки.

Следует отметить, что в РФ Конвенция вступит в силу в 1-й день месяца после истечения 3-х месяцев с момента, когда инструменты ратификации будут сданы на хранение одному из депозитариев (п. п. 1, 3, 4 ст. 28 Конвенции). Ее положения распространятся на административную помощь в отношении налоговых периодов, начинающихся с 1 января года, следующего за годом, в котором Конвенция вступит в силу (п. 6 ст. 28 Конвенции). На основании приведенных норм можно предположить, что в России Конвенция будет применяться по отношению к налоговым периодам, начинающимся с 1 января 2016 г. В то же время по налоговым делам, где имело место преднамеренное поведение, подлежащее преследованию по уголовному праву, Конвенция будет использоваться особым образом. Это следует из сделанной в Законе оговорки и положений Конвенции. С учетом изложенного можно предположить, что по указанным делам РФ сможет запрашивать административную помощь, которая относится к налоговым периодам, начавшимся с 1 января 2012 г.

Напомним, что согласно п. 2 ст. 1 Конвенции административная помощь по налоговым делам состоит в обмене информацией (включая проведение одновременных проверок и участие в налоговых проверках за границей), помощи по взиманию налогов (в том числе принятии мер обеспечения) и направлении документов.

РФ заявила, что Конвенция будет распространяться на НДФЛ, налог на прибыль, НДС, акцизы, НДПИ, налог на игорный бизнес, налог на имущество организаций, налог на имущество физлиц, транспортный, водный и земельный налоги, а также на специальные налоговые режимы (ЕСХН, ЕНВД, УСН и патентную систему налогообложения).

Кроме того, Россия в силу пп. "b" п. 1 ст. 30 Конвенции оставила за собой право не оказывать помощь, направленную на взыскание любого административного штрафа и удовлетворение любого налогового требования в отношении всех видов налогов, которые перечислены в п. 1 ст. 2 Конвенции. Тем самым РФ существенно ограничила по сравнению с положениями Конвенции объем предоставляемой помощи.

Письмо ФНС России от 16.10.2014 N БС-4-11/21488

ФНС разъяснила, как заполнять отчетность по налогу на имущество в отношении помещений в ТЦ

Если организация признается плательщиком налога на имущество в отношении нескольких поставленных на кадастровый учет помещений в торговом центре, который субъектом РФ включен в перечень объектов недвижимости, облагаемых в 2014 г. указанным налогом исходя из кадастровой стоимости, то заполнять разделы 3 расчета по авансовому платежу и декларации за данный налоговый период нужно по каждому помещению. Такой вывод содержится в анализируемом Письме.

Согласно порядку заполнения налоговой декларации и порядку заполнения налогового расчета по авансовому платежу, утвержденным Приказом ФНС России от 24.11.2011 N ММВ-7-11/895, раздел 3 налоговой декларации (расчета по авансовому платежу) заполняется пообъектно. Суммирование величин кадастровой стоимости не предусмотрено.

В строке 015 раздела 3 налоговой отчетности нужно указать кадастровый номер помещения. В строку 020 следует внести данные о кадастровой стоимости каждого помещения. Если кадастровая стоимость определена в отношении здания, но не установлена для помещения в нем, то в этой строке указывается доля кадастровой стоимости здания, соответствующая доле площади помещения в общей площади здания (п. 6 ст. 378.2 НК РФ).

Письмо Минфина России от 12.09.2014 N 03-03-РЗ/45762

Минфин России: затраты на изготовление логотипа организации включаются в расходы

Финансовое ведомство разъяснило, что затраты, понесенные организацией на изготовление (дизайн) логотипа, можно учесть в составе расходов на рекламу в целях исчисления налога на прибыль.

В российском законодательстве определение понятия "логотип" не содержится. По мнению Минфина России, под ним понимается оригинальное начертание, изображение полного или сокращенного наименования фирмы или товаров фирмы. Логотип разрабатывается специально для привлечения внимания к фирме и к ее товарам.Следовательно, данное начертание (изображение), являясь согласно п. 1 ст. 1225 ГК РФ результатом интеллектуальной деятельности, признается объектом рекламирования. Расходы на изготовление (дизайн) логотипа можно учесть на основании пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ. Данный вывод поддерживают некоторые  суды.

Например:

  • Постановление ФАС Московского округа от 22.06.2009 N КА-А40/5426-09 по делу N А40-41784/08-98-123

Суд пришел к выводу, что логотип организации не является нематериальным активом, и указал следующее. Логотип - это не зарегистрированное в патентном ведомстве РФ оригинальное начертание полного или сокращенного наименования фирмы (услуг или группы товаров данной фирмы), которое специально разрабатывается с целью привлечения внимания к фирме, ее товарам и услугам. Затраты на его разработку учитываются в составе расходов при налогообложении прибыли (пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Следует отметить, некоторые виды расходов на рекламу нормируются (пп. 28 п. 1, п. 4 ст. 264 НК РФ): учесть их можно в размере, не превышающем один процент от определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ выручки от реализации. Поскольку в абз. 2 - 4 п. 4 ст. 264 НК РФ расходы на изготовление логотипа организации не названы, инспекция, скорее всего, будет настаивать на нормировании согласно абз. 5 п. 4 ст. 264 НК РФ в качестве расходов на "иные виды рекламы". В анализируемом Письме данный вопрос не освещен, поэтому, возможно, финансовое ведомство направит соответствующие пояснения.

Письмо Минфина России от 26.09.2014 N 03-07-11/48281

О расчете пропорции для раздельного учета "входного" НДС при отсутствии операций в периоде

Если плательщик НДС, использующий приобретенные товары (работы, услуги, имущественные права) в облагаемых и необлагаемых операциях, в налоговом периоде не отгружает товары (не выполняет работы, не оказывает услуги), то пропорция для ведения раздельного учета "входного" НДС определяется в соответствии с принятой им учетной политикой для целей налогообложения. Так же нужно поступать, в случае если в течение налогового периода отгружаются (выполняются, оказываются) только товары (работы, услуги), которые либо облагаются НДС, либо от него освобождены. Данное разъяснение Минфина России связано с тем, что п. 4.1 ст. 170 НК РФ не устанавливает для перечисленных случаев особенности ведения раздельного учета НДС.

Напомним, что в силу абз. 4 п. 4 ст. 170 НК РФ указанная пропорция необходима для установления того, в каком размере предъявленные суммы НДС, которые используются для осуществления облагаемых и не облагаемых НДС операций, принимаются к вычету, а в каком - учитываются в стоимости товаров (работ, услуг, имущественных прав). Такая пропорция должна определяться в порядке, закрепленном в принятой налогоплательщиком учетной политике для целей налогообложения. Также необходимо учитывать особенности, которые установлены в п. 4.1 ст. 170 НК РФ. В соответствии с данной нормой пропорция рассчитывается исходя из стоимости реализованных товаров (работ, услуг, имущественных прав), которые подлежат налогообложению (освобождены от него), в общей стоимости реализованных за налоговый период товаров (работ, услуг, имущественных прав).

Следует обратить внимание, что ранее в Письме от 02.08.2012 N 03-07-11/225 Минфин России разъяснял следующее. В случае, когда в налоговом периоде не осуществляется отгрузка товаров (работ, услуг), операции по реализации которых освобождаются от обложения НДС, раздельный учет не ведется.

Письмо Минфина России от 14.10.2014 N 03-07-09/51678

Минфин уточнил момент определения базы по НДС при передаче недвижимости до 1 июля 2014 г.

Если продавец передал покупателю недвижимое имущество по акту приема-передачи до 1 июля 2014 г., то в целях определения базы по НДС датой отгрузки является день перехода права собственности (дата государственной регистрации). При этом дата отгрузки устанавливается в порядке п. 3 ст. 167 НК РФ в редакции, действовавшей до 1 июля 2014 г. Счета-фактуры на такую недвижимость должны выставляться не позднее пяти календарных дней, считая со дня передачи права собственности.

В указанном Письме не уточняется, когда произошла госрегистрация перехода права собственности на переданное недвижимое имущество - до 1 июля 2014 г. или начиная с этой даты и позднее. Можно предположить, что для каждой ситуации действует один и тот же порядок: дата отгрузки определяется по дате госрегистрации перехода права собственности.

Напомним, что с 1 октября 2014 г. под датой отгрузки для целей расчета НДС понимается день передачи недвижимого имущества покупателю по передаточному акту или иному документу о передаче (п. 16 ст. 167 НК РФ). С 1 июля 2014 г. по 30 сентября 2014 г. согласно данной норме день передачи недвижимого имущества признавался не датой отгрузки, а моментом определения налоговой базы. В рассматриваемом Письме Минфин России исходит из того, что день передачи недвижимого имущества является датой отгрузки уже с 1 июля 2014 г.

Отметим, что Федеральный закон от 20.04.2014 N 81-ФЗ, который дополнил ст. 167 НК РФ указанным пунктом, не содержит переходных положений, касающихся определения налоговой базы при реализации недвижимости, если дата передачи имущества и дата госрегистрации перехода права собственности приходились на разные кварталы (до и после вступления в силу данного пункта). Из комментируемого Письма следует, что в таком случае дата отгрузки определяется по дате госрегистрации перехода права собственности.

Разное

Приказ Росстандарта от 30.09.2014 N 1261-ст "О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008)"

Период перехода на применение ОКВЭД 2 и ОКПД 2 продлен до 1 января 2016 г.


Источник: Группа компаний «АФК»




ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Вернуться